07.10.2013 | 16:01

Франция вспоминает Эдит Пиаф

Франция вспоминает Эдит Пиаф, ушедшую из жизни полвека назад - 10 октября 1963 года. Судьба отпустила певице всего 47 лет. Но на современном эстрадном Олимпе Франции нет ни одного артиста, который не испытал бы на себе ее огромное влияние. "Она гениальна и неподражаема, - говорил о своей современнице поэт Жан Кокто. - Другой Эдит Пиаф никогда не было и больше не будет".

Первыми откликнулись на годовщину парижские менестрели. Уличные концерты пройдут сегодня в 20-м округе Парижа, на ныне знаменитой Рю де Бельвилль, у дома номер 72, на ступеньках которого самая известная в мире француженка появилась на свет в декабре 1915 года.

"Я не жалею ни о чем", - говорилось в ее исповедальной песне Je ne regrette rien. Эта формула касалась и отнюдь не безоблачного детства. В мир музыки ее привела нужда. Бедствовавшие родители отправили совсем юную Эдит Гасьон петь для прохожих на улице, чтобы заработать на обед. Прозвище Piaf (Воробей) как нельзя лучше подходило для худенькой уличной актрисы ростом всего 147 см. Но сильный и выразительный голос заставлял слушателей забыть обо всем. Даже король эстрады Морис Шевалье был поражен: "В этом ребенке столько энергии!".

Вокруг Пиаф быстро сложилась целая команда именитых почитателей, сочинявших для нее песни, устраивавших ангажементы. Свои первые пластинки певица запишет перед войной. В годы оккупации Франции она выступала перед военнопленными, спасала коллег по цеху от преследований, помогая изготавливать поддельные документы.

В первый послевоенный год Пиаф подарит Франции "Жизнь в розовом цвете" (La vie en rose). Эта песня, слова для которой она напишет сама, принесет ей мировую славу. В конце 1940-х французскому шансону покорится Америка, на концерты Эдит в кабаре "Версаль" будет собираться весь Нью-Йорк.

В России о Пиаф узнали благодаря радиопрограммам, книгам Натальи Кончаловской. Голос Эдит прозвучал даже в эпизоде культового телефильма "Семнадцать мгновений весны". Правда, сама песня "Милорд" (Milord), избранная как фон к диалогу героев, в действительности вошла в ее репертуар в 1959 году.

В Музее Эдит Пиаф в 11-м округе Парижа сегодня вместе с фотографиями, афишами, бережно хранятся сценические наряды певицы. На сцену она всегда выходила в черном платье, без украшений, следуя своему убеждению, что публику "ничто не должно отвлекать".

"Для каждой песни Эдит искала всего один жест, но всегда очень точный, - замечает Шарль Азнавур. - И публике этого было достаточно". Знаменитый шансонье, входивший в ближний круг ее друзей, свидетельствует о безграничной преданности певицы своей аудитории. Она выступала даже тогда, когда болезнь, развившаяся, в том числе после автоаварий, доставляла ей невыносимые страдания.

"В день ее похорон мне стало не по себе от количества людей с фотоаппаратами и кинокамерами, - вспоминает Азнавур.- Но самой Эдит такая толпа, вероятно, понравилась бы, ведь она была для всех сестрой и другом".

В четверг, в годовщину кончины певицы, парижане принесут цветы к ее надгробию на Пер-Лашез. В этот же день в церкви Сен-Жан-Батист-де-Бельвиль, где крестили Эдит, пройдет поминальная служба. А вечером в зале "Олимпия" памяти Пиаф посвятит свой концерт Патрисия Каас.

ИТАР-ТАСС