04.10.2013 | 12:38

Японская труппа "Seinendan" привезла в Москву спектакль "Три сестры. Андроид-версия"

Русская драматургия в современном японском театре с использованием робототехники – это спектакль «Три сестры. Андроид-версия». Его поставил японский режиссёр и драматург Оридза Хирата. А пригласил его в Москву театр «Школа драматического искусства». Здесь, завтра, этой новаторской смесью классики и передовых технологий откроется фестиваль «Японская осень 2013». Станет ясно, насколько слажено могут работать на одной сцене роботы и люди. Рассказывают «Новости культуры».

Перед началом показа организаторы просят выключить мобильные телефоны не только для того чтобы артистам не мешал звук. Говорят, иначе робот-андроид может не справиться с ролью. А он… она исполняет в спектакле одну из главных ролей – играет младшую из трёх сестёр. Все действия, конечно, строго запрограммированы и с её стороны нет экспромта, но артисты называют её полноправной коллегой.

Актриса Хироко Мацуда, в спектакле она исполняет роль старшей сестры, признаётся, даже дала роботу имя – Эфико – уменьшительно-ласкательное от названия модели.

«Я понимаю, что это робот – механизм, у которого нет души, но когда она мне что-то говорит, то у меня в душе рождаются эмоции в ответ, как при общении с человеком, – признается Хироко Мацуда. – А потому было очень интересно участвовать в этой постановке. Очень необычно».

Героям чеховской пьесы сценарист и режиссёр андроид-версии Оридза Хирата дал японские имена, события перенёс в провинциальный городок Страны восходящего солнца. Все диалоги на японском. В помощь зрителю отечественному – субтитры. На первый взгляд – обычная современная домашняя обстановка: привычные столы, диваны, полки. Но на самом деле это – Япония будущего, год 2030-й.

Но если «механическое происхождение» дворецкого, с которым герои обсуждают меню прощального ужина очевидно, то с дальних рядов не сразу и понятно, что младшая – Икуми не живой человек. Инженер Такенобу Тикараиси – это он отвечает за работу андроида, поясняет: «Записываем живую актрису на видео, потом вносим в память робота её действия, их робот и воспроизводит на сцене».

Движения головы, мимику, голос Икуми получила от настоящей актрисы Минако Иноуэ. Кстати, она тоже появится на сцене в роли той же Икуми. Андроид-версию пьесы своего любимого писателя Оридза Хирата мечтал поставить ещё пять лет назад, когда только начинал работать над спектаклями с участием роботов. Признаётся, тогда каждое действие робота нужно было программировать 20-30 минут, сейчас технологии развиты
настолько, что всё установки можно давать в режиме реального времени.


«Я работаю в университете в Осаке, и когда получил возможность использовать роботов в своих постановках, просто не смог отказаться», – рассказывает режиссер.

Спектакль «Три сестры. Андроид-версия» уже видели во Франции, Испании, на Тайване, конечно, в Японии. Показывать его на родине Чехова, настоящий вызов, не скрывая волнения, признаётся Оридза Хирата. На спектакли с участие роботов часто приходят из любопытства. Но, как известно, роботы, сильно похожие на человека, порой вызывают у людей чувство страха и дискомфорт. Приобщение роботов к актёрской профессии, по мнению Тикараиси, может изменить ситуацию. Но, конечно, живых актёров им не вытеснить. Пока.

Новости культуры