19.08.2011 | 12:38

Искусство возвращается в Пермь

«Искусство возвращается в Пермь» – так называется экспозиция художников Глеба Вяткина из Волгограда и Виталия Петрова из Чувашии. Два бывших пермяка устроили большую выставку в городе своей творческой юности. Этот проект – не просто напоминает о достоянии, но и возрождает эпоху 60-х: времена, не столь далекие, но уже ставшие легендой. Рассказывают «Новости культуры».

Он уехал из родной Перми в 68-м, обосновался в Волгограде, выставляется по всему миру. На нынешнюю выставку в Пермь Глеб Вяткин привез только графику, как говорит сам – то, что особенно хотелось показать друзьям и коллегам. На этих пейзажах запечатлены виды итальянского Чибиано ди Кодоре. Города, который стал для него судьбоносным. Глеб Вяткин на конкурсе «Фрески Чибиано» получил золотую медаль Тициана.

«Для меня было загадкой, почему меня пригласили сделать росписи – оказывается, от одной страны один художник, я этого не знал, и спокойно работал, а так бы трепетал, – рассказывает Вяткин. – Сделал росписи, стали поступать заказы, пригласили преподавать – это все отсюда.
Если бы картины Глеба Вяткина не были выполнены с мастерством зрелого художника, можно было бы принять их за детские рисунки. Но, верно, в нестандартном видении мира и таится успех. Стиль художника – это обобщенные силуэты, тонкая цветовая организация и пластика гибких линий, в которых угадывается прошлое профессионального скрипача

Другой герой нынешней выставки, народный художник Чувашии Виталий Петров, больше известный под псевдонимом Праски Витти, тоже начинал в Перми. Сейчас он признанный мастер, первым из художников республики начал работать в технике эмали и добился выдающихся успехов. Лично на открытие пермской выставки приехать не смог, но передал в экспозицию цикл графических работ.

«Это вещи, которые требуют внимательного взгляда, это вещи, как ребус зашифрованы, содержат код, который нужно разгадать», – говорит искусствовед Валентина Худына.

Два абсолютно разных художника, объединенные школой – училищем имени Мухиной и временем, на которое выпала их творческая юность.

«Оптимизма много было у них, – говорит председатель Пермского отделения Союза художников России Равиль Исмагилов. – Я до сих пор считаю, что город Пермь много потерял, потеряв этих художников. Мы, наверное, совсем на другом были уровне».

История не знает сослагательного наклонения, все сложилось так, как сложилось. Но искусство может повернуть время вспять. И выставка двух бывших пермяков-шестидесятников доказывает это.