13.09.2012 | 19:36

"Музейный гид" на "Винзаводе"

Побывать сразу в шести российских музеях, не выходя из одного здания, – такую редкую возможность предоставил Центр современного искусства «Винзавод». Там открылся фестиваль «Музейный гид». Он объединил победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Реализованные в прошлом году проекты на несколько дней стали одной экспозицией. Результаты совместного творчества оценили «Новости культуры».

Каким должен быть современный музей, и как он вписывается в пространство мегаполиса? Посетители должны сами ответить на эти вопросы. Подсказка – в музейных проектах. И специалисты помогут.

«На сегодняшний день это не только выставки. Это еще кафе, музейные магазины, лекционные залы, в которых можно встретиться с автором экспозиции. Это целый комплекс инициатив, который дает представление о том, чем живет искусство сегодня», – говорит директор Центра современного искусства «Винзавод» Елена Пантелеева.

Художники собрали несобираемое, совместили несовместимое. В одном пространстве – несколько инсталляций, не связанных друг с другом. Их авторы говорят на одном языке, но о разных проблемах.

«Здесь нет логики в этой экспозиции. Здесь экспозиция свободного перемещения. Зритель может попасть из Карелии в Нижний Тагил, из Тагила в Ростов-на-Дону и в Питер. Я имею в виду экспозиции», – поясняет художник выставки Никита Сазонов.

Одна из них – стена, каждый сантиметр которой покрывают военные фотографии, письма и солдатские книжки. Другая – будто круглый стол, украшенный синим кобальтовым сервизом из Нижнего Новгорода. В центре зала – исследовательский проект «Путешествие к людикам». В Карелию, где живет этот исчезающий народ, отправилась целая группа ученых.

«У нас как раз и была задача заглянуть поглубже и за вот этим, в общем-то, современным миром увидеть, как в нем живет традиция. Мы попытались так смоделировать в этой экспозиции страну людиков, чтобы современный человек почувствовал, что он что-то открыл для себя», – рассказывает фольклорист, этнограф Олег Николаев.

Музей Ростова-на-Дону приглашает в театр изобретений. Здесь показывают, откуда взялось мыло, стиральный порошок, лампы. Ярославский музей соорудил типографию, где каждый может создать линогравюру. А питерцы предлагают отправиться в страну гайдариков.

Здесь можно услышать истории детей, но для этого нужно пройти несколько испытаний: спасти повстанцев, ответить на каверзные вопросы и найти цитату из книги.

Этот фестиваль, как игра-бродилка, как напоминание о том, что музей – живое, открытое пространство.

«Мы уже сейчас можем видеть, что процесс начался, что музеи уже начали меняться, и сейчас уже существует много интересных площадок, интересных музеев. Но, например, в Великобритании этот процесс занял около 15 лет», – подчеркивает заместитель директора Британского Совета Кристиан Данкамб.

Сколько потребуется времени, чтобы модернизировать российские музеи? На этот вопрос трудно ответить. Но, по крайней мере, их диалог с обществом вышел на новый уровень.