03.10.2013 | 08:40

Битва за Сталинград в новом фильме Федора Бондарчука

«Сталинград» – новый фильм Фёдора Бондарчука уже выдвинут Россией на соискание премии «Оскар», а теперь начинается его шествие по киноэкранам страны. Вслед за Волгоградом, возможность увидеть и оценить ленту получила столица. Битва за Сталинград длилась более полугода. Ещё дольше команда Фёдора Бондарчука вела сражение за качественный, исторически достоверный и психологически точный фильм-напоминание, фильм-размышление. Рассказывают «Новости культуры».

Что нужно сделать, чтобы российский зритель пришёл на российский фильм? Этот вопрос нередко поднимают специалисты. Возможно, ответить на него поможет новая лента Фёдора Бондарчука «Сталинград». Можно, конечно, говорить, и что режиссёр именитый, и бюджет картины исчисляется десятками миллионов условных единиц, и что фильм первым из отечественных снят в формате IMAX 3D. Вот только едва ли эти аргументы волновали участников битвы, переломившей ход Второй мировой войны. Первыми «Сталинград» в кино увидели ветераны. Их – главное – признание фильм уже заслужил.

Незадолго до показа в столице Фёдор Бондарчук рассказал, как время работы над фильмом ездил в Волгоград и общался с ветеранами. Их воспоминания, исторические факты, наряду с произведением Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», легли в основу сценария. Сталинград. Год 1942, контрнаступление на фашистов, оккупировавших левобережье Волги, сорвано. Перебраться на берег, осаждённый противником, и остаться в живых удалось нескольким советским разведчикам. Они закрепляют позиции в одном из домов. Дан приказ – удержать его любой ценой. Отбить дом – цель немцев.

«После показа в Волгограде, женщины, дети Сталинграда, подошли, сказали спасибо, что показали подвальную жизнь, – рассказывает Федор Бондарчук. – Водное перемирие – это известная история, она описана во всех книгах. У нас она немножко интерпретирована, потому что мы нарушаем это водное перемирие. По воде на остров Голодный – это была история реальная – сапёры притопили переправу».

На той самой переправе, говорит Пётр Фёдоров, погиб его двоюродный прадед. Необъяснимо, но факт, противники в кино: герой Фёдорова – капитан Громов, и немецкий офицер Петер Кан, его играет американский актёр Томас Кречманн, на съёмочной площадке обходили друга стороной.

«Я просто по-английски ничего не понимаю, – признается Петр Федоров. – У всех свои какие-то штуки, вот, но многое необъяснимо, не знаю, но, безусловно, да. Наверное, со стороны это было виднее».

«Я родился и вырос в Германии, а сейчас живу в Америке, – рассказывает Томас Кречманн. – Американцы считают, что они победили в этой войне. Русские считают, что они переломили ход войны и установили те границы, которые мы имеем сейчас. Но этот фильм… Я так рад, что я снялся в этом фильме».

Разрушенный Сталинград возвели на бывшем военном полигоне под Петербургом. Сконцентрировав, все знаковые места города в одном месте принципиально. Таково художественное решение. Особое внимание деталям. Вплоть до каждой квартиры того дома, который защищают наши разведчики. Обстановка будто рассказывает о людях, что жили здесь. Эта беззащитная Катя – единственная из выживших жителей дома. Та, что любит Пушкина – о чём сообщает его портрет на стене, в этом кошмаре она как лучик надежды для защитников. На фоне самого кровопролитного сражения сразу две истории любви. Офицер Вермахта влюбляется в русскую девушку, и она отвечает ему взаимностью. Прочитав сценарий – расплакалась, признаётся актриса Янина Студилина, героиню Машу стало очень жалко.

«Маша оказалась в той части города, которая была оккупирована немцами, – рассказывает Янина Студилина. – Рядом с ней не было этих замечательных солдат русских, которые бы её защитили, не дали в руки врага. Она головой понимает, что это нельзя, но чувство и сердце говорит другое. И, безусловно, это конфликт внутри героини».

Любовь, противостояние, смерть. По словам самого Фёдора Бондарчука, «это универсальная история о том, как жить в условиях войны и как умирать в достоинством, если суждено умереть».

Новости культуры