03.10.2013 | 10:04

Печать. 3 октября 2013

Темы многих печатных изданий посвящены заседанию Совета по культуре и искусству при Президенте России, которое состоялось накануне в Кремле. Владимир Путин заявил о важности выработки новой политики в области культуры. Президент отметил, что «необходимо уходить от финансирования ее по остаточному принципу», – пишет газета «Ведомости». Другие темы печатных СМИ – в обзоре «Новостей культуры».

***
140 лет назад, 8 октября 1873 года в семье кишиневского надворного советника, смотрителя богоугодных заведений, случилось прибавление. Так, почти по-гоголевски, начинается публикация в «Аргументах и фактах», посвященная знаменитому архитектору Алексею Щусеву. Он осиротел в 13 лет, мать пережила отца всего на сутки. Но – вот характер! – Алексей нанимается в репетиторы, работает, не покладая рук и в 1891-м поступает в Петербургскую академию художеств. По окончании – строит дома, вокзалы, и даже храмы. Много работает в провинции: Муроме, Сергаче, Керженце. В историю советской архитектуры Алексей Викторович, безусловно, вошел с ленинским Мавзолеем, в проекте которого немногие разглядели параллель с часовней в окрестностях Свияжска, построенной еще в 1913-м – подмечает издание и продолжает: «Алексей Щусев никогда себе не изменял. Ни под давлением синода, ни под давлением большевиков. Наверное, он всегда оставался тем самым студентом академии, которому привили «моление о красоте».

***
Благодаря 200-летию Вагнера в Москве появился «Тангейзер» – вторая по счету серьезная опера из вагнеровского канона, которая выглядит так, что может идти регулярно – уверенно заявляет «Коммерсант». Театр Станиславского пригласил на «Тангейзера» иностранную постановочную команду. Совсем чужой ее не назовешь – режиссер Андрейс Жагарс, экс-глава успешной Рижской оперы и востребованный постановщик, оперной публике Москвы и Петербурга как родной. Но все же этот «Тангейзер» – спектакль, сделанный европейцами с учетом европейского опыта, не по-московски сдержанный, остроумный и предельно понятный. Конечно, каждое исполнение Вагнера в Москве 2013 года – подвиг – отмечает газета и утверждает: «...Немного тренировки, и вагнеровский подвиг станет обычным делом, тем более что и героям, и публике в этом спектакле и уютно, и удобно».

***
В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Рельеф в России. XVIII – начало XXI века». Станковый рельеф – сообщают «Санкт-Петербургские ведомости» – редкий гость не только в музейных экспозициях, но даже на временных показах. Кураторы выставки постарались показать, как развивался этот вид скульптуры в контексте русского искусства последних трех столетий. Особая их гордость – мраморный рельеф с надгробия неизвестного, созданный в 1912 году неоклассиком Василием Кузнецовым. «...После долгих переговоров музею удалось получить рельеф в свою коллекцию, полностью его отреставрировать и показать публике», – пишет издание.

Новости культуры