03.10.2013 | 10:29

Фильм "Сталинград" представили в Москве

10 октября на широкий экран выйдет картина "Сталинград" Федора Бондарчука. Военная драма с бюджетом в 30  миллионов долларов снята в самом современном формате и с применением новейших технологий. Первые показы прошли в Волгограде и Петербурге. Картина уже зарегистрирована как кандидат от России на соискание премии "Оскар". Накануне состоялась премьера в Москве. Рассказывают «Новости культуры».

На московскую премьеру пришли, кажется, все: «Сталинград» – самый ожидаемый фильм последних нескольких лет, одна из первых военных драм, от начала и до конца, снятая в формате 3D. Первыми и в стерео-очках картину увидели ветераны в Волгограде, в Москве, на красной дорожке Федор Бондарчук признавался: надеялся, волноваться уже больше не будет – не получилось.

«Я думаю, что это все закончится в Волгограде, – признается Федор Бондарчук. – Я говорил, что когда ты смотришь на людей 90-летних в орденах, то это как это главный зритель. Они свободные люди, они могут высказать тебе все, что угодно, нет грани. Я думал, там будет самое волнительное, нет, это перешло сюда».

Еще днем на пресс-конференции они говорили – хотели сделать фильм, который сами никогда не видели. 79 съемочных дней, 400 человек под Петербургом заново отстроили кварталы Сталинграда – у зданий те же пропорции, как и тогда – в ноябре 42-го. Но на экране – они все в одном месте: знаменитые на весь мир – фонтан «Хоровод», универмаг, где был пленен Паулюс и дом Павлова – дом, за которым конец войны. На штурм немецких солдат так готовит герой Томаса Кречмана.

20 лет назад Кречман уже снимался в «Сталинграде» – картине немецкого режиссера Йозефа Вильсмайера. Его, конечно спрашивали – чем отличаются русский и немецкий взгляд на одно и то же событие – в «Сталинграде» Бондарчука – герой Кречмана, потомок знатного прусского рода, вынужденный превратиться в варвара, но все-таки спасенный любовью – к девушке, не понимающей по-немецки ни слова.

«Когда Федор предложил мне сниматься в “Сталинграде”, я подумал, что это будет любопытно – вы знаете, я снимался уже в таком фильме, – рассказывает Томас Кречман. – Они конечно, похожи, но вот что мне понравилось – впервые немецкий характер, офицера этого периода, в русском фильме показан, я очень этому рад и горд».

Снятый по мотивам глав «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана, документам и личным историям. Та, самая страшная, битва коснулась и многих из съемочной группы: Петр Федоров рассказывал – его двоюродный дед погиб как раз на той переправе, Андрей Смоляков за этот фильм переживал больше всего.

«Волнуюсь потому, что мама пришла, а мама это дело пережила», – говорит Андрей Смоляков.

Три вида оружия – для ношения, съемок обычных и военных сцен, площадка, на которой никогда еще в российском кино в одном кадре не было столько горящих людей. Достоверность в деталях даже массовки – второго плана в стереофильме фактически нет, в фокусе вся сцена и на экране видно – как в воздухе кружится пепел.

Первый российский фильм, который выходит в формате IMAX 3D. Максимальный эффект присутствия, грань между экраном и залом, прошлым и настоящим – стерта. На два часа зритель оказывается там, 70 лет назад, в осажденном и выжженном Сталинграде, в само пекле битвы, изменившей ход войны, и где люди несмотря ни на что оставались людьми.

Единственная выжившая в доме девушка, пять влюбленных в нее бойцов – люди, которые жили под грохот, взрывы и пули. Каждый час, как последний – зритель должен почувствовать страх, запах крови, боли, но и счастья. Для Бондарчука этот фильм о том, как жить в условиях войны и умирать, если суждено умереть.

Новости культуры