13.09.2012 | 19:39

Актуальное ретро, или любовная история на все времена

«Есть ли жизнь на Марсе?» – этот риторический вопрос дал название спектаклю, премьера которого состоялась в столичном театре МОСТ. В основе постановки – пьеса Владимира Войновича «Фиктивный брак», которую он написал, уже покинув Советский Союз. А лейтмотивом стала песня советских космонавтов, автором стихов к которой тоже был Войнович. Выпуск спектакля приурочили к предстоящему юбилею писателя – 26 сентября он отметит 80-летие. И пригласили Владимира Войновича на премьеру, которой предшествовала встреча со зрителями. Рассказывают «Новости культуры».

Когда в 1982 году в эмиграции Владимир Войнович писал пьесу «Фиктивный брак», он не думал, что через 30 лет ее текст будет востребован и вполне актуален. Говорит, что верит в это с трудом и сейчас.

«Когда я сам смотрю, я думаю: ну, людям уже должно быть не понятно, что это. Потом я смотрю по реакции – оказывается, им понятно. Мне это приятно», – признается писатель.

«Блестящий водевиль, очень пародийный, очень трогательный. Большой мастер всегда пишет большие пьесы, даже если они имеют малую форму», – заверяет режиссер, художественный руководитель театра МОСТ Евгений Славутин. 

Героев на сцене двое: Отсебякин и Надя. В своей «однушке» они появляются после ЗАГСа. Поженились, правда, фиктивно. Он – чтобы не работать сверхурочно и поехать в загранкомандировку, она – назло Витьке.

Пикантная история мужчины и женщины разворачивается в советских реалиях. С тонкой иронией рассказано о том, что дефицит и очереди для них – норма, шпроты – главный деликатес, а рекомендация в партию – повод для гордости.

«Мы поняли, что этот текст звучит и сейчас. Он по-другому звучит, как такое ретро. И это тоже в тренде, это модно», – говорит актер Алексей Нестеренко.

Впрочем, секрет успеха «модного» спектакля кроется, конечно, и в линии любовной.

«Таких женских историй так много, и ничего не меняется. То, что человек может найти свое счастье – такое простое, обычное человеческое счастье, найти совершенно неожиданным образом», – отмечает актриса Марианна Лемешко. 

Сможет ли Надя полюбить этого смешного, лысенького, «слишком идейного» человека, она пока не знает. Но очень хочет. За тем, как разворачивается эта история, и зрители, и сам автор пьесы наблюдали с удовольствием. Ведь меняются лишь реалии, а человеческие отношения, их суть, остаются.