22.08.2011 | 10:13

Малоизвестные страницы истории российского кино

Через несколько дней 27 августа будет отмечаться День российского кино. За более чем вековую историю наш кинематограф пережил не одну революцию – появление звука, цвета, компьютерной анимации, 3d технологий. Но сегодня о некоторых действительно эпохальных изобретениях, к сожалению, знают лишь специалисты. В преддверии профессионального праздника российских кинематографистов «Новости культуры» начинают серию репортажей о малоизвестных страницах истории нашего кино и его нынешних достижениях. 

Объемное кино – то, что сегодня называют 3d, - в Советском Союзе было изобретено еще в начале сороковых. 4 февраля 1941 года в кинотеатре «Москва» на специальном экране системы Иванова впервые показали стереофильм «Концерт». В ролях – знаменитости того времени: выдающийся пианист Яков Флиер, арфистка Вера Дулова.

«С учетом того, что нашим главным кинозрителем был товарищ Сталин – благодаря ему стереокино получило такой взлет в стране – потому что, когда ему показали экспериментальный ролик по системе Иванова, еще на маленьком экране, он благословил. И это понятно, что в первом фильме, который Сталин уж точно должен был смотреть, – снимались те люди, которых он знал», - рассказывает реставратор киноматериала Николай Майоров.

Фильм до войны посмотрели около полумиллиона зрителей – это за несколько месяцев. Но сегодня даже аппаратуры, на которой его можно было бы посмотреть, уже нет. Николай Майоров рассказывает, как трудно было сканировать почти высохшую за семьдесят лет кинопленку, чтобы перевести ее в другой формат.

«В чем ужас кинематографа? Огромное количество изобретений настолько зависят от техники и технологий своего времени, что они не передаются на новый технологический уровень, скажем, панорамное кино, широкоформатное кино – оно умерло вместе с широкоформатными кинотеатрами», - объясняет историк кино Николай Изволов.

«Сказка о рыбаке и рыбке» 37 года – еще одна сенсация этого года. Ее автор – известный по фильмам-сказкам режиссер Александр Птушко. До наших дней дошли лишь цветоделенные негативы и фонограмма киноленты. Благодаря знанию трехцветной системы кино, разработанной в тридцатые годы Павлом Мершиным, мультфильм, задуманный в стиле и красках Палеха, удалось восстановить.

«Вот - красный позитив, зеленый и синий. Каждый кадр несет свою информацию Сейчас у нас красный, соединили его с зеленым и с синим – получили вот такую симпатичную картинку. А дальше кадр – вот он в движении идет: красный, зеленый синий…», - показывает Николай Майоров.

Еще одно изобретение – предмет гордости шестидесятых - панорамное кино. Его показали впервые в 61 году в кинотеатре «Мир». У американцев подобная премьера прошла только через год. Сегодня восстановить панорамный фильм, казалось, невозможным. Тем более, что отсутствовало более ста метров пленки.

«Современный зритель, который будет смотреть это кино, задаст вопрос: ну, и что? Да и ничего. Но, ребята, мы были первыми с нашей отечественной техникой, аппаратурой, с нашими актерами. Мы сняли первыми в мире игровой панорамный трехпленочный фильм», - рассказывает Николай Майоров.

Наши Кулибины сегодня в одиночку выполняют работу, над которой за рубежом трудятся целые коллективы. С помощью обычного домашнего компьютера и собственных методик они возвращают к жизни забытое, почти потерянное кино.

Ко Дню российского кино телеканал «Культура» подготовил специальные показы. Пять дней подряд, в 19:45, не пропустите документальные фильмы из цикла «Острова», посвященные известным кинорежиссерам, - Ростоцкому, Быкову, Козинцеву, Райзману, Герасимову. С понедельника по четверг, в 21:20, в эфире проект «История киноначальников, или Строители и перестройщики» - рассказ об отечественной киноотрасли второй половины XX века. Также всю неделю смотрите лучшее из золотой коллекции отечественного кинематографа. Сегодня, в 23:50, - художественный фильм «У самого синего моря».

Читайте также: Ко Дню российского кино