13.09.2012 | 19:42

Сокровища индейцев в самом центре Петербурга

Сокровища индейцев в самом центре Петербурга. Специально для делегации племени кашайя Кунсткамера открыла свои запасники. Возраст уникальных экспонатов составляет два столетия. Столько же и самой южной в Америке русской колонии Форт-Росс – сейчас в Калифорнии готовятся отметить ее юбилей. Почему колонизаторов из России современные индейцы не воспринимают как настоящих врагов? Рассказывают «Новости культуры».

Современные индейцы мало похожи на персонажей Фенимора Купера. Костюмы, джинсы и даже рэперская шапка вместо перьев на голове. О том, что это древнее племя кашайя, напоминают перламутровые ожерелья и уважение к духам предков. Перед залом, где хранятся древности, делают два оборота вокруг себя, как перед входом в святилище. Специально для американской делегации выставили редкие экспонаты. Индейцы плачут, узнавая семейные реликвии.

«Вот, видите, сплетен значок? Это подпись нашей семьи. А эту корзину плел уже другой человек, но здесь тоже наша семейная подпись. Я абсолютно уверен: они сделаны руками моих прапрабабушек», – говорит индеец племени кашайя Лестер Пинола.

Серьги, стрелы с зазубренными наконечниками, дудочки шамана. Все эти предметы в начале XIX века привез из американской экспедиции этнограф Вознесенский. Уникальные экспонаты, каких не сохранилось у самих индейцев, тогда выменяли на сущие безделицы.

«Это было вполне в традициях самих аборигенов. Они друг с другом так же торговали: мы вам корзины, а вы нам обсидиан для изготовления стрел», – поясняет заведующий отделом Америки Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН Юрий Березкин.

О чем говорить, если тысячу акров калифорнийской земли под русскую крепость у индейцев приобрели за три одеяла, три рубашки и три пары штанов. Впрочем, племя кашайя получило взамен нечто гораздо более важное – защиту от испанцев. Вождям племен выдали медали «Союзные России». Они были вместо защитных грамот против конкистадоров, которые прежде сотнями угоняли индейцев в рабство.

«Их приводили в миссии, насильно крестили и, в основном, использовали как рабочую силу, а русские  индейцев нанимали на работу в Форте-Росс», – рассказывает член оргкомитета по подготовке празднования 200-летия Форта-Росс Зоя Градова.

Русские покинули свою крепость уже через 30 лет – в 1840-х. Оставшись без защиты, уходить вглубь лесов стало постепенно и племя кашайя. Но о русских их потомки до сих пор вспоминают как о единственных колонизаторах, с которыми возникли не враждебные, а скорее даже семейные отношения.

«Мы научились договариваться: мы любили друг друга и ненавидели порой. были и браки между русскими и краснокожими. Все было», – замечает вождь племени кашайя Эмилия Валенсио.

То, что для посетителей Кунсткамеры, – старинные диковинки, для них по-прежнему – детали быта. Их женщины и сегодня плетут корзины из корней кедра, а вождь в праздник сбора земляники надевает плащ из перьев ворона.