30.09.2013 | 13:04

В Доме музыки состоялся концерт Филиппа Жарусски

В наше время мало кто может справиться с головокружительными по сложности ариями, которые пел легендарный Фаринелли - кастрат, итальянский певец XVIII века. Во время его пения дамы теряли сознание, есть и такие свидетельства. Наш современник французский контратенор Филипп Жарусски – один из тех, кто вполне справляется с репертуаром Фаринелли. Певец выступил в Москве в сопровождении Венецианского барочного оркестра и дирижера Андреа Маркона. Расскаызвают «Новости культуры».

Дружеские объятия на репетиции – за четыре года сотрудничества Филипп Жарусски и Андреа Маркон научились говорить на «одном языке». Эту программу готовили год. Смелости Филиппу – не занимать, исполняет репертуар легендарного певца XVIII века – Фаринелли.

«Это сложнейшие партии, когда я начинал их петь, мне было очень тяжело, но сейчас вошел во вкус, каждую арию полюбил», – признается Филипп Жарусски.

На сцене Светлановского зала – чувствует себя комфортно, в Москве был неоднократно. В Россию всегда возвращается с удовольствием.

«У меня особые связи с Россией, – рассказывает контратенор. – Дело в том, что мой пра-пра-прадедушка, оставивший Россию во время революции, уехал во Францию, и когда на границе его спросили, как вас зовут: он, не понимая, сказал: «я русский», и так это пошло и закрепилось как фамилия».
Это в России – контратенора – на вес золота, для Андреа Маркона – работать с подобными голосами – дело привычное: специфика барочного оркестра диктует свои правила.

«Барочные композиторы много писали для контратеноров, – говорит Андреа Маркон. – Я с детства заслушивался этой музыкой. Бах, Вивальди, Порпора, эта музыка – моя страсть».

Оркестру Андреа Маркона – 14 лет. За эти годы переиграли значительную часть барочного репертуара. Рассказывают, самое сложное для них – найти партитуры.

«Считается, что барочный репертуар – очень техничен, – рассказывает концертмейстер Венецианского барочного оркестра Джан Пьеро Занокко. – Но, знаете, музыка Барокко – она настолько для меня естественна, я даже не задумываюсь о том, как я ее играю. Понимаете, как дыхание, здесь не контролируешь процесс».

Большая часть оркестрантов играет на аутентичных инструментах. Музыку исполняют стоя, так же, как несколько веков назад. Каждый из них – не только хорошо владеет своим инструментом, но и может рассказать о нем.

«В нашем оркестре каждый преподает, – поясняет скрипач Венецианского барочного оркестра Франческо Ловато. – У каждого есть чем поделиться: секретами исполнения, техническими моментами. Я в оркестре около года, и молодых музыкантов, у нас, как правило, нет, я, скорее исключение».

«Я здесь работаю 10 лет, на моих глазах выросли многие оркестранты, поэтому к некоторым отношусь почти что по-отечески, – добавляет лютнист Венецианского барочного оркестра Иван Заненги. – Сказать, что наш оркестр – большая семья – не будет преувеличением».

Как и то, что сложность этой музыки – покоряется не всем. Открытием вечера – стали произведения итальянского композитора Порпоры. Он вошел в историю, как композитор Фаринелли. В течение многих лет писал практически только для этого певца. Свое видение этой музыки представил Филипп Жарусски.

Новости культуры