22.08.2011 | 17:43

На фасад Большого театра вернулись статуи муз Эрато и Терпсихоры

Точные копии скульптур муз Эрато и Терпсихоры вновь установлены на фасаде исторического здания Большого театра, спустя 70 лет после уничтожения оригиналов во время Второй мировой войны. "Авторский коллектив во главе со скульптором Иваном Коржевым проделал большую работу по поиску архивных материалов для того, чтобы детально восстановить облик муз, установленных на фасаде в 1856 году", - сообщил официальный представитель генподрядчика проекта реконструкции Большого театра Михаил Сидоров.

Он отметил, что изначально музы для фасада были заказаны Альбертом Кавосом, который восстанавливал практически полностью сгоревшее в 1853 году здание театра. Во время второй мировой войны,  в 1941 году,  в результате взрыва авиационной бомбы от стоявших в нишах муз остались только осколки. В 1942 году скульпторы Митрофан Рукавишников и Сергей Кольцов по собственному проекту выполнили из гипса фигуры муз, но они сильно отличались от первоначального замысла, отметил Сидоров. По его словам, в ходе проектирования реконструкции и реставрации Большого театра было принято решение полностью восстановить исторический облик здания, поэтому "советские" музы сняли и передали в музей театра, а на фасаде установили новые - точные исторические копии.

Высота восстановленных Эрато и Терпсихоры достигает 3,5 метра, а вес каждой из них - более двух тонн. Каждая скульптура состоит из 7 гипсовых элементов. Части скульптур были нанизаны на металлический каркас, сохранившийся с XIX века, затем мастера скрепили их и зашпаклевали так, что нельзя увидеть ни одного стыка между ними.

"До настоящего времени дошло не так много фотографий, на которых достаточно отчетливо были видны фигуры муз. По словам скульпторов, принимавших участие в этой работе, на старинных изображениях можно было уловить только общие стилистические абрисы скульптур и динамику движения, но в них нельзя было увидеть мимику лиц или детали фигур. Каждый образ создавался в несколько этапов и проходил многочисленные обсуждения", - рассказал официальный представитель генподрядчика.

Для того, чтобы скульптуры максимально долго сохранили свою красоту, муз покрыли специальной грунтовкой и краской. Это улучшит их внешний вид и даст им дополнительную защиту, подчеркнул Сидоров.

Как отметили в пресс-службе генподрядчика, воссоздаваемые скульптуры нужно было соотнести с размерами ниш, с условиями расположения, ракурсом восприятия и с общей стилистикой архитектуры Большого театра, соединив вместе историческую достоверность и авторскую трактовку.

"Терпсихора является музой танца и часто изображается с лирой и плектром в руках. А Эрато, муза лирической поэзии, почти всегда изображается с лирой в руках. И ее образ должен быть более сдержанным, умиротворенным, "аполлоническим" по сравнению с довольно динамичной "диониссийской" Терпсихорой. Вместе они должны составлять единство противоположных начал и гармонию многообразного театрального мира", - отметили в пресс-службе.

Все материалы темы "Реконструкция Большого театра">>>