30.09.2013 | 10:57

Илье Кабакову – 80

Сегодня исполняется 80 лет Илье Кабакову – одному из основоположников московского концептуализма. В мире его называют российским художником номер один. А на родине – даже «всеобщим папой русского искусства». Лишённый возможности выставляться открыто, в конце 80-х Кабаков уехал из СССР, сделал головокружительную карьеру. Вместе со своей супругой Эмилией живет в Нью-Йорке. В России бывает редко, но накануне юбилея приехал в Москву - здесь открылись его выставки. Рассказывают «Новости культуры».

Первым в Москву прибыл «Корабль толерантности» – один из последних арт-хитов Ильи и Эмилии Кабаковых. 18-метровое деревянное судно, паруса которого сшиты из детских рисунков – социально-философское рассуждение авторов о том, что «другой точно такой же как и ты»

Сам Кабаков в Москву прибыл позже – на открытие самой масштабной в истории Мультимедиа Арт Музея выставки. «Утопия и реальность. Эль Лисицкий и Илья и Эмилия Кабаковы» – диалог двух полярных миров: русского аванаграда и московского концептуализма. Лидер последнего – Илья Кабаков – полжизни посвятил тому, чтобы развеять мифы об утопичной модели, вскрыть все раны советского общества, но поставленные им диагнозы на родине долго не хотели признавать – на Западе его исповедь услышали. Масштаб личности оценили. У Кабакова уже более двадцати лет очень плотный график – он работает бесперебойно, выставки следуют одна за другой, почти каждая становится событием мирового уровня.

«В нашей советской жизни, где я существовал, не было ни одной выставки, – рассказывает Илья Кабаков. – И вот эта голодуха и невозможность выставиться потом прорвались в беспрерывное количество выставок. Вы понимаете, когда хочется жрать без остановки, хотя ты уже не перевариваешь, вот и все это желание выставиться – это желание быть видным, как у каждого человека».

Кабаков – единственный российский художник, который добился абсолютного признания в мире. Его трижды называли лучшим художником современности. Его работы бьют рекорды на аукционах – за искусство Кабакова готовы платить астрономические суммы. Он был и остается лидером для многих, примером, на который равняются, художником, которому подражают. Кабаков – безусловный авторитет в мировом арт-сообществе.

«Кабаков – великий художник, – считает искусствовед, комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн. – То, что он делает и делал в сотрудничестве с Эмилией – это уникальный вклад в интернациональную культуру. Мы с ним знакомы более тридцати лет, он оказал на меня большое внимание и в каком-то смысле на мои собственные взгляды, которые сформировались во многом благодаря Кабакову».

Кабаков – новатор. Открыл новый жанр – альбомы – набор рисунков с текстами. Придумал «тотальную инсталляцию» – это когда смотреть нужно не со стороны, а находясь внутри. Созданные им трехмерные пространства поражают своим масштабом, энергетикой.

«Он художник-экзистенциалист, – отмечает арт-критик Валентин Дьяконов. – Он пытается рассказать о человеке через вещи, это аккумуляция вещей фактуры и вот эта атмосфера в его инсталляциях – принципиально холодная, такая вот маниакальная, и эта маниакальность и замкнутость его инсталляций – это о человеческом состоянии в широком смысле».
Его обожают и недолюбливают. Хвалят за прямоту, за точные, хлесткие, порой обидные метафоры и ругают за то, что описание советского быта он поставил на поток. К слову, коммуналка, в которой жил с 12 лет, уже давно не муза Кабакова. Его интересуют проблемы глобальные, актуальные для всего мира. Но и от инсталляций художник твердо намерен отойти. Его снова увлекает, то с чего начинал.

«Этот жанр, который мне казался бездонным и бесконечным, он и мог бы быть таким, и он сменит другие жанры», – говорит Илья Кабаков.

К 80-летию художника смотрите сегодня на нашем канале в 15.10 документальный фильм «Русская Америка. Илья Кабаков».

Новости культуры