27.09.2013 | 19:37

В Царском Селе восстановили "Агатовые комнаты"

В Музее-заповеднике "Царское Село" после трехлетней реставрации открыты "Агатовые комнаты" павильона "Холодная баня" – архитектурного шедевра XVIII века. Это апартаменты Екатерины Второй, которая лично наблюдала за отделкой дорогих ее сердцу интерьеров. Агатовые комнаты предстают такими же, какими их видела императрица и ее современники. Сохранено не только неповторимое сочетание "цветных каменьев", но и "патина времени" – дыхание "блистательного века Екатерины". Рассказывают "Новости культуры".

Семь интерьеров на втором этаже павильона "Холодная баня" в Екатерининском парке Царского Села – единственный в своем роде комплекс, дошедший до наших дней с незначительными изменениями с конца XVIII века. Уникальность объекта определила характер реставрации.

"Мы идем по европейскому методу реставрации, когда мы не доводим памятник до совершенства и не делаем его лучше, чем он, может быть, даже был. Мы консервируем памятник, мы укрепляем, прежде всего, то, что сохранилось и дошло до наших дней", – подчеркивает директор Государственного музея-заповедника "Царское Село" Ольга Таратынова.

В XVIII веке Екатерина мечтала о создании в резиденции строения в античном вкусе и долго присматривалась к работам европейских зодчих. Архитектурные новации отслеживались императрицей по материалам английских и французских изданий.

Знакомство Екатерины с Камероном началось с книги, экземпляр которой сегодня хранится в библиотеке Государственного Эрмитажа. Автор – Чарльз Камерон, название – "Термы римлян", Лондон, 1772 год. Можно сказать, что это портфолио шотландского исследователя античности. После знакомства с этим изданием Екатерина окончательно определилась с выбором зодчего, который должен был создать для нее в Царском Селе архитектурную греко-римскую рапсодию.

Заказ на царскосельские термы Камерон получал в обстановке жесткой конкуренции. Европейские зодчие стремились под крыло Екатерины и готовы были предоставить северной Минерве самые фантастические проекты. Предложение гениального шотладца оказалось лучшим по соотношению цены и качества. 

Около 100 миллионов выделило на реставрацию Министерство культуры. На первой экскурсии Владимиру Мединскому были представлены раритеты, которые вернулись в Царское благодаря усилиям государства. Столик из личной коллекции Екатерины Великой приобретался в 2009 году на аукционе "Сотбис". В конце 1920-х он попал в число шедевров, проданных советской Россией. 

"Государство когда-то продало, совершив очень большую ошибку, на мой взгляд. И вот работа над ошибкой была успешной – столик вернулся. Надо сказать, что в последнее время, нам уже даже сообщают, у нас хорошие контакты с аукционными домами, ну и мы сами следим за этим. В последнее время наши вещи появляются",  – отмечает заместитель директора по научной работе Государственного музея-заповедника "Царское Село" Ираида Ботт.

В знаменитом Яшмовом кабинете появилась утраченная в годы войны, а теперь воссозданная, коллекция ваз. А также сохранившаяся флорентийская мозаика "Порт в Леворно". 

"Эта мозаика даже сложнее чем те, которые мы воссоздавали для интерьера Янтарной комнаты", – заверяет директор царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов.

Представляя Агатовые комнаты, музей вводит посетителя в личный мир Екатерины Великой. Здесь нет случайных деталей. Кресло императрицы так же важно, как и паркет, по которому оно двигалось в конце XVIII века. Не удивляйтесь, если в Агатовых вас попросят надеть две пары тапок – тонкое наследие Камерона требует к себе максимально бережного отношения.

Новости культуры