26.09.2013 | 19:33

Высокая мода российских правителей на выставке в Кремле

"Венчания на царство и коронации в Московском Кремле". Об истории главной церемонии государства Российского рассказывает выставка, которая открылась сегодня в трех залах Музеев Кремля. Она освещает восшествие на престол и коронационные традиции от Ивана Грозного до Николая Второго. В путешествие по отечественной истории, основам государственного протокола и даже модным тенденциям минувших веков отправились "Новости культуры".

В Музеях Московского Кремля к этой выставке относятся особенно трепетно. Ведь на этот раз публике показывают основу кремлевской коллекции. Выставка расположилась в трех залах: Мироваренной и Одностолпной палат, а также Успенской звонницы. Столь масштабная экспозиция, состоящая из 400 предметов, воссоздает атмосферу коронационных празднеств в России.

Впервые в Успенском соборе Кремля венчается на царство Иван IV Васильевич Грозный. Теперь он официально титулован, как византийские императоры и европейские короли. При Грозном начинает складываться ритуал венчания. Правда, обряд миропомазания и причастия при восшествии на престол появляется позже.

"Во время венчания на Ивана IV были возложены три регалии: крест животворящего древа, шапка и бармы, которые носили название "Мономах". Потому что, согласно легендам, они, якобы, были привезены из Византии – это был дар Константина Мономаха его внуку, киевскому князю Владимиру Мономаху", – поясняет хранитель коллекции русских государственных регалий Ирина Бобровницкая

Чин венчания на царство для Ивана Грозного был составлен митрополитом Макарием. В экспозоции впревые демонстрируется его саккос итальянского бархата. Государственное торжество всегда продумывалось мудрейшими людьми своего времени: учеными-книжниками, крупными богословами. Такими, как сподвижник Петра Первого, архиепископ Новгородский Феофан (Прокопович) или законоучитель Павла Первого митрополит Платон (Левшин).

"Очень интересно, что то приветственное слово, которое он произнес на южном крыльце Успенского собора, встречая идущего на коронование Александра Первого, было потом по указу императора переведено на европейские языки, опубликовано и распространено как сокровище русского витийства. Как шедевр проповеднической мысли и слова", – подчеркивает заведующая отделом Оружейной палаты Елена Моршакова.

В 1721 году Россия становится империей, меняются ее инсигнии – государственные регалии. Шапка Мономаха сменяется короной – первой коронуют Екатерину Алексеевну, супругу Петра Первого. К сожалению, на короне не сохранились драгоценные каменья и жемчужины – каждая ценой в 2000 рублей. Вместо барм появляется мантия – на ее окантовку ушло 900 шкурок меха горностая. При Анне Иоанновне в состав регалий входит орден святого Андрея Первозванного, а при "дщери петровой" Елизавете – государственное знамя, меч и печать. Со времен Александра Первого императрицы короновались в русских придворных платьях. У Марии Федоровны, супруги Александра Третьего, оно было из гладкой серебряной парчи.

"Подобное платье можно было использовать один-два раза. Это платье-однодневка, потому что, когда оно выполнялось, ткань очень берегли до коронации, чтобы не было окисления металла. Потому что сейчас этот металл покрыт патиной, которую снять невозможно. А когда оно было только сделано, от нее исходило такое сияние, что императрица вся светилась в этом платье", – отмечает куратор выставки Светлана Амелехина.

В роскоши и блеске церемониальных предметов почти незаметным кажется уникальный документ, ставший открытием для историков и архивистов. Они знали, что этот документ хранился в алтаре Успенского собора, но считали его утраченным.

"Мы обнаружили в Госархиве, в ларце, в котором он хранился всегда. И после того как он был из Успенского собора передан в Госархив, этот ларец никто не открывал. И в процессе подготовки к выставке его вскрыли и обнаружили, что подлинник документа – акта о престолонаследии, подписанного Павлом Первым, – находится внутри этого ларца, как исторически предполагалось", – говорит директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

В своем акте Павел Первый рекомендовал будущим государям назначать наследника не так, как это было принято в средневековой Руси  то есть старшего и наиболее близкого родственника, а по собственному желанию. Правда, на коронационные торжества этот документ никак не повлиял. 

Читайте также:
Венчания на царство и коронации в Московском Кремле

Новости культуры