26.09.2013 | 15:12

Алла Сигалова и Святослав Бэлза открывают новый сезон телешоу "Большая опера" (Вечерняя Москва)

Корреспондент "ВМ" побывал на съемочной площадке уникального проекта канала «Россия К».

До чего же приятная новость - шоу «Большая опера», которое так украсило собой телеэфир пару лет назад, возвращается на экраны! С первого взгляда может показаться, что этот проект смахивает на состязания в популярном шоу «Голос», но на самом деле это не так. «Большая опера» - это действительно уникальный проект, и аналогов ему на ТВ просто нет. Здесь, в отличие от всяких попсовых состязаний, уже никто не будет умиляться: «Ой, как здорово, у него есть голос!» Наличие у конкурсанта отличного вокала - это само собой разумеется. В «Большой опере» очень важно суметь продемонстрировать во всей красе безупречное владение им. Но не только это. Еще и необходимо приятно удивить искусством сценического перевоплощения и порадовать своим актерским талантом.

И вот, в прошлую пятницу, 20 сентября, в одном из павильонов «Мосфильма» состоялись съемки первого дня нового сезона. Мы отправились на съемочную площадку, лично оценили таланты участников этого проекта и убедились, что они дадут фору любому из конкурсантов шоу «Голос».

Из тысячи желающих принять участие в новом сезоне «Большой оперы» отобрали всего 16 претендентов, самых талантливых, харизматичных и перспективных оперных певцов. Они приехали из самых разных российских городов и даже из ближнего зарубежья. В первый съемочный день число участников должно было уменьшиться вдвое. Пока молодые певцы волновались за кулисами, готовясь выйти на сцену, режиссер в павильоне раздавал последние ценные указания зрителям:

- Браво кричать и улыбаться не возбраняется! Они все молоды, красивы и прекрасно поют, поэтому ваша реакция должна быть адекватной. Они готовились и рады подарить вам свое искусство!

Тем временем свои места заняли члены жюри во главе с народной артисткой Тамарой Синявской. Также в состав судей первого выпуска вошли: звезда театров «Метрополитен», «Ла Скала» и «Ковент-Гарден» Мария Гулегина, народная артистка Людмила Максакова, итальянско-российский дирижер Фабио Мастранжелло, а также профессор Академии хорового искусства, худрук Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин.

Правда, началось с небольшой неувязки, когда Людмила Максакова надела микрофон телесного цвета, который закрепляется на голове у лица. Примадонна, привыкшая блистать на театральных подмостках во всей красе, пришла в ужас.

- Я в возмущении, я в отчаянии от этой жуткой штуки, - расстроилась актриса. - Это отвратительно! Слово, ужасная бородавка на лице выросла… Это так уродует! Неужели нельзя просто дать в руки обычный микрофон?! Я просто это не понимаю, почему обязательно надо на себя этот «прыщ» вешать?! Это не эстетично и некрасиво.

Капризную актрису удалось успокоить, ее уверили, что будут снимать в разных ракурсах. И она сменила гнев на милость.
Тамара Синявская обратила внимание на конкурсантов, которые заметно нервничали, стоя около сцены.
- Не дрожите, не дрожите, пойте для себя, для кайфа! – подбодрила их певица.

- И для меня! – присоединилась к ней Максакова. - Я - очень доброжелательный зритель!

- И я. Ведь я и сама боюсь, - призналась Синявская.

«Ребятки, вы - такие молодцы, только очень нервничаете. Приготовились! Мотор!» – раздалась долгожданная команда режиссера, и конкурсанты, выйдя на сцену, в сопровождении оркестра исполнили приветственную песню. После этого появились ведущие – хореограф Алла Сигалова, многим знакомая по жюри проекта «Танцы со звездами», и музыковед, телеведущий Святослав Бэлза.
- Добрый вечер, дорогой коллега! Как я рада нашей встрече! – приветствовала Сигалова. Она, к слову, чудо как была хороша в ослепительно блестящем платье и с не менее ослепительной улыбкой.

- Вы просто со своей любовью к сверхскоростям буквально опередили мой комплимент вам, - отвечал ей Бэлза. - Вы, как всегда, стремительны и неотразимы, и я рад вновь оказаться с вами на одной сцене! Тем более, что такой замечательный повод.

- Да, на телеканале «Культура» проект, которого ждали мы, и ждали наши телезрители. У нас, наконец, «Большая опера»! - Сейчас на этой сцене среди молодых участников стоит, возможно, будущая звезда, имя которой пока мы не знаем, – продолжила Алла Михайловна. - Но к концу сегодняшнего вечера с нами останется всего 8 участников проекта. В течение двух месяцев именно они будут состязаться за титул победителя «Большой оперы».

- Это не только азартное состязание молодых певцов, но еще и роскошный, буквально феерический праздник оперного искусства, - сказал Святослав Игоревич. - Для первого состязания постарались выбрать самые хиты, свои, что называется, коронные номера. И понятно почему – у них ведь не будет второго шанса произвести первое впечатление на наше великолепное жюри.
И именно сегодня судьям предстояло решить, кто продолжит дальнейшую борьбу, а кто отправится на скамью запасных, и из каждой парой соперников выбрать только одного. Первыми выпало выступать двум баритонам.
- К сражению готовится наш первый участник – баритон Антон Зараев, - объявил Бэлза. - Герой его арии Эскамильо настроен на победу, и ему все равно, кто перед ним – прекрасная цыганка или свирепый бык. Он убежден, что рожден, чтобы всегда побеждать. Жорж Бизе, куплеты Эскамильо из оперы «Кармен». «Тореадор, смелее в бой!»

Его соперник – Алексей Исаев, так увлеченный, по словам ведущих, оперной жизнью, что думает о своих персонажах буквально сутки напролет. Этот баритон выбрал «Фигаро» из «Севильского цирюльника» Россини.

После выступлений соперников жюри сразу зашло в тупик. Они очень долго ломали головы, кто из этих двух баритонов готов представить «Большую оперу» в дальнейших турах.

- Я знаю, какой это тяжкий труд, - сказала Мария Гулегина. - Знаю, скольких это стоит здоровья и нервов, чтобы вот так выйти и начать петь. Поскольку я - действующая певица, то буду рассматривать их, исходя из того, кого бы из этих певцов я бы взяла себе в коллеги …

- Тогда говорите, - остановила ее Алла Сигалова.

- Но я боюсь! Это такое зверство – из двух выбирать одного… Можно, я потом скажу?

- Но это конкурс, и придется это сделать, - настаивала строгая ведущая.

- Вы знаете, я столько в своей жизни страдала от конкурсов. Так что, на мой взгляд, больший характер показал «Фигаро» Алексей Исаев. Какие-то ноты лучше прозвучали у «Тореро» Антона Зараева…

- Мария, вы – жесткий человек, я это прекрасно знаю. Делайте выбор! – продолжала давить Сигалова.

- Я жесткая только по отношению к себе и только к себе могу с плеткой…

Тогда певице дали сделать передышку, и Святослав Бэлза пока обратился к Людмиле Максаковой:

- Неужели вы не мечтали стать оперной певицей, слушая, как распевается ваша матушка, народная артистка Мария Петровна Максакова? Ее, за то, что она так блистала в партии Кармен, в театре называли Кармен Петровна.

- Дело все в том, что помимо того, что мама великолепно пела, но у нее еще были ученики, – поделилась актриса. - И их было очень много, и не всегда все у них получалось. Поэтому утром рано, вместо того, чтобы спать, я просыпалась под эти самые «петухи». А у нас была маленькая собачка Тобик, которая любила греться под батареей. И когда следовала очередная, не очень удачная попытка взять высокую ноту, а вместо этого получался «петух», то бедная собачонка с таким состраданием смотрела на этого несчастного, а потом не выдерживала, вскакивала, громко цокала по паркету своими когтями, лапой открывала дверь и убегала прочь. И мама говорила: «Боже мой! Посмотрите, как вы ужасно поете! Даже собака этого пения не выдерживает!» Я очень часто была на стороне этой собаки, поэтому оперное пение у меня с детства вызывало чувство сострадания к желающему овладеть этой необыкновенно сложной профессией. Зато когда мы ходили в кино в «Метрополь», там перед фильмом раздвигался красный бархатный занавес, и выходила певица, в панбархатном платье, с лисой через плечо, и пела: «Саша, ты помнишь наши встречи…» И еще я любила ходить на каток на Петровке, где все катались под всякие модные шлягеры. И вот это все мне очень нравилось, и стало моей мечтой.

Однако и Максакова тоже не смогла сразу вынести свой приговор.

- Они были первыми, и это страшно… Антон – молодец. Сначала оробел, но потом разогрелся, и я даже ощутила в нем мужское начало! Я поняла, что женщина может в него влюбиться! Не знаю, как зрительницы почувствовали, но у меня что-то шевельнулось, - кокетливо улыбнулась актриса. - Что делать, кого выбрать, не знаю... Я в отчаянии!

Когда чаша весов склонилась в пользу «цирюльника», профессор Дмитрий Вдовин встал на защиту «тореро» и поспешил напомнить важную вещь:

- Телевидение - вещь опасная. Оно может человека поднять, но оно может и опустить. Вот я сейчас слушаю и не узнаю их голоса. Не у всех хорошо ложатся голоса на запись, не все достаточно телегеничны, а мое дело театральное – я голос воспринимаю как нечто живое, а не механическое. Ребят я знаю по сцене, из 16 претендентов не знаю только троих, а всех остальных слышал или на сцене, или на прослушиваниях. Антона в прошлом сезоне услышал в «Пиковой даме», и считаю, что это очень выдающийся редкий голос. И голос значительно большей степени русский, нежели, чем французский. Он не очень удачно показался. Но это голос! А как сказал Россини, что нужно певцу прежде всего? Это три качества: голос, голос и еще раз голос!

На смену мужчинам-баритонам на сцену вышли две прекрасные девушки-сопрано.

- Создается впечатление, что отбирали певиц не только по вокальным, но и по внешним данным, - восхитился ценитель женской красоты Святослав Бэлза.

Алина Яровая выбрала партию очаровательной вдовушки Норины из оперы «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти. А Дарья Терехова исполнила романтичный «Вальс Джульетты» из оперы Шарля Гуно «Ромео и Джульетта». При этом она выбежала с букетиком ландышей и… босиком! И покорила членов жюри.

- 75 процентов успеха – это правильный выбор репертуара, и знаем, что есть список крайне неблагодарных арий, - сказал Вдовин. - И Алине не очень повезло – она выбрала одну из самых неблагодарных арий! Редко кто может сделать интересно. Но выбирать трудно, я без обеих этих двух девушек не могу обходиться…

- Как говорил Бальзаминов, женюсь на обеих! – дал ему совет Бэлза.

Музыкант, джентльмен и «итальяно веро» Фабио тоже сделал свой выбор, признав, что обе девушки - красавицы и поют очень хорошо, и попутно дал урок итальянского языка, объяснив, что слово «эффетто» произносится с двумя «т».

- А я тоже, как и Даша, выходила босиком в концертном исполнении «Макбета», - поделилась Мария Гулегина. - Я тоже почувствовала, что просто неприлично выйти в сцене сомнабулизма на высоких каблуках. В последний момент их сняла и пошла босиком. Легкий характер этого образа понравился. Голос звучал более ярко.

- Просто на репетиции я два раз в туфлях упала, поэтому и босиком, - призналась в ответ Дарья.

- Дашка всех сегодня очаровала! – восхитилась Людмила Максакова. - Босоногая Джульетта! И свободная, и раскованная, как будто это тебе ничего не стоит. Но обе девчонки замечательные по актерской линии. Мне кажется, у них будет прекрасное будущее.

Конкурс продолжился. На часах было уже половина десятого вечера, а своей участи ожидали еще 14 конкурсантов. По итогам первой программы в следующий этап прошли лишь 8 человек. И именно им теперь предстоит показать себя во всей красе и сразиться за звание «Лучший певец проекта «Большая опера».

Кстати, победителя будут определять не только члены жюри, но и телезрители – они смогут проголосовать за своего любимчика при помощи SMS. А в эфире «Большая опера» стартует с 28 сентября. Шоу будет идти по субботам, в 21:00 на канале «Россия К».

Алена Афанасьева
vmdaily.ru