25.09.2013 | 11:45

В столице стартовал фестиваль "Арткино"

Авторские, игровые и документальные, смелые и экспериментальные – уже в шестой раз в Москве открылся фестиваль короткометражек «Арткино». Традиционно свои работы представляют не только студенты и выпускники ведущих киношкол страны, но и независимые авторы. Лучшую картину определит авторитетное жюри, в состав которого вошли именитые российские кинематографисты. Рассказывают «Новости культуры».

Маленький, в виде волны – этот приз как надежда и символ. Президент фестиваля Сергей Тютин сразу же, в день открытия объявил: они и правда, надеются на новую волну в российском кино. Но когда на экране вдруг появились эти кадры – стало понятно: в день открытия награду за вклад фестиваль вручает режиссеру известному. Андрей Кончаловский еще за кулисами размышлял, что же вообще такое кино авторское, признался: кино, где автор пытается понять человека, он сам снимал всю свою жизнь.

«В Америке кроме “Танго и Кэш” все мои картины были авторские, – рассказывает режиссер. – Я считаю, что авторское кино имеет колоссальное будущее. Вообще, в принципе, остаются два кино: либо коммерческое, либо авторское, и поэтому я думаю, что возникают новые возможности очень большие, потому что кинотеатры перестают играть ту роль, которую они играли 20 лет назад».

Сами авторы, группы поддержки – друзья, однокурсники, в кинотеатре «Художественный» ни одного свободного места. Увидеть то, что называется «коротышками» можно только за эти пять дней. Самый крупный в стране фестиваль короткометражного кино получил в этом году 400 работ, отобрал только 90.

«Поднялся уровень фильмов, которые снимаются региональными ребятами, – говорит Сергей Тютин. – Эти фильмы стали лучше по идеям, пока еще чуть-чуть не дотягивают по профессиональным качествам. Мы из-за этого некоторые фильмы не взяли, к сожалению, но они настолько интересные по задумкам, что будет показывать их во внеконкурсной программе».

11 программ, анимационные, документальные, экспериментальные и игровые – фильмы до 5, 15, 30 минут. Некоторые уже известные: каннский триумф Дарьи Беловой «Иди и играй», прогремевшие в Италии «Туфельки» Константина Фама – рассказанная парой женских туфель история о жертвах Холокоста. Десятиминутка «Решиться на» – фильм, деньги на который собирали в Сети. Продюсер и режиссер Федор Попов – один из членов жюри, и уже сейчас признается – выбирать лучших будет нелегко.

«Очень сильные работы до 15 минут, – отмечает Федор Попов. – Очень много сильных работ, даже колеблюсь, кому отдавать предпочтение, потому что они разные: тут уже начинается вкусовое. Когда много хороших, вкус или какие-то пристрастия будут играть роль».

Открыл «Арткино» «Зимний путь» – фильм, про который еще недавно говорили бы громкий, сегодня и вовсе называют скандальным – о любви героев одного пола, его не рискнули взять крупные российские кинофестивали, но Окно к зрителю ему все-таки открыл Выборг. Режиссерский дебют актеров Сергея Тарамаева и Любови Львовой только недавно получил прокатное удостоверение.

«У нас в фильме очень много непрофессиональных актеров, – рассказывает Сергей Тарамаев. – Поэтому это знание актерской структуры, оно помогло. Необходимо за короткий срок дать очень конкретные задачи, поставить цели, особенно людям непрофессиональным».

«Главное – даже не результат, – добавляет Любовь Львова. – В первую очередь, мы поняли эти радость и общение, которые происходят во время съемки кино, а результат, если он получился, то замечательно, а иначе и не надо снимать кино».

О том, как важен короткий метр, в день открытия фестиваля говорили все: режиссер Владимир Алеников признавался – только в этом формате автор может делать все, что угодно, продюсеры напутствовали и обещали отсматривать конкурс. Когда на экране вдруг показали самого Френсиса Копполу – зал взорвался от такой поддержки российским авторским короткометражкам.

Новости культуры