23.08.2011 | 10:26

Омский Киновидеоцентр - хранилище уникальных фильмов

27 августа – День российского кино. И – в его преддверии – «Новости культуры» продолжают серию сюжетов, посвященных этому профессиональному празднику. Следующий материал – об Омском Киновидеоцентре, в котором собрано 16 тысяч копий фильмов – некоторые из них уникальны. Специалисты уверяют - человечество уже утратило половину немых фильмов и хроники. О том, что все же сохранило сибирское кинохранилище, - в следующем материале.

Около 15 километров пленки в день. За четыре десятилетия работы фильмопроверщицей через руки Тамары Малышевой буквально прошли шедевры мирового и отечественного кинематографа. Ее задача - не пропустить ни одного дефекта пленки. «Броненосец Потемкин», «Гроза», «Бесприданница» - гордость коллекции Омского Киновидеоцентра. Продвигать самое массовое из искусств в Сибири более девяноста лет назад начал Омск. Здесь был сконцентрирован фонд кинолент и организована первая мастерская по ремонту киноаппаратуры. Первые копии отечественных и зарубежных фильмов для всей Сибири и Якутии делали специалисты города на Иртыше. Даже в девяностые годы, когда российский кинематограф, а вместе с ним и фильмофонды, переживали не лучшие времена, уникальный киноархив удалось сохранить. На средства регионального бюджета приобрели реставрационную машину. Очищенная вода и стиральный порошок. Лучше отечественного производства: пенится меньше, вот и все незатейливые рецепты для спасения кинораритетов.

«Мы сохраняем достояние Омской области. У нас очень большой фильмофонд. И для того, чтобы будущим поколениям передать, машина постоянно у нас в работе», - говорит реставратор «Киновидеоцентра» Анна Кормышова.

Простоев у этого аппарата практически не бывает. В Омск для обучения приезжают специалисты со всей Сибири: фильпроверщики, кинореставраторы и фильмотекари. Люди редких профессий, как показывает практика, – сегодня большая редкость.

«Сегодня у нас на фильмобазе работают люди, трудовой стаж которых – более сорока лет: фильмотекарь и фильмопроверщицы, а замены им нет. У нас есть сейчас вакансия реставратора, но мы человека подготовленного на эту специальность не найдем, потому что их просто не готовят. И это общероссийская проблема», - объясняет директор «Киновидеоцентра» Галина Попова.

Из-за сильной изношенности пленок только за последние три года пришлось списать около четырех тысяч копий. На деньги из областного бюджета удалось приобрести всего несколько сотен фильмов. По мнению специалистов, проблема обновления фондов должна решаться в первую очередь на государственном уровне. Пока быть на волне интереса у публики позволяют кинофестивали, которые проходят в городе на Иртыше с завидной регулярностью. Они и пополняют сибирскую коллекцию кинораритетов.

Читайте также:

Малоизвестные страницы истории российского кино

Ко Дню российского кино