25.09.2013 | 10:13

Печать. 25 сентября 2013

Темы печатных изданий – в обзоре «Новостей культуры».

***
Территорией нового кинопространства объявляет фестиваль «Киношок» «Новая газета». По мнению издания, концепция этого киносмотра, как собственно шока, тотального авангарда, постепенно за 22 года сменила вектор. Самым важным стал смысл, в начале 90-х еще не очевидный: грандиозные геополитические перемены образовали странное, в сущности, нигде не виданное новое кинопространство. Только здесь, на единственном в мире киносмотре стран СНГ и Балтии, можно единовременно, хотя и пунктирно, отследить, как культура каждого из бывшего советского лоскута среагировала на распад этого одеяла. Одним из самых ярких лоскутов на нынешнем «Киношоке» рецензенту «Новой» показался фильм «Шал» казахстанских кинематографистов, своеобразное прочтение «Старика и моря» Хемингуэя: «... Главный смысл и у Хемингуэя, и у Ермека Турсунова в том, что природный человек, кочующий по морю ли, по степи ли, черпает силу только в природе. Единоборство – всегда единство, и это – основа кочевой морали».

***
Пьеса Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана» вошла в историю отечественной культуры началом Театра на Таганке, легендарным спектаклем Юрия Любимова – напоминает «Литературная газета». Прошли годы, и Брехт вновь вернулся в наше театральное пространство. Началась эпоха переосмысления, в которой значимую роль играют аллюзии и всевозможные параллели с нашей действительностью. Именно в этом ключе, по мнению издания, Семён Спивак и поставил в молодежном театре на Фонтанке свою версию «Доброго человека...» , где перед нами предстаёт другой Брехт – «... Не столько и не только врачеватель общественных пороков... сколько один из своих персонажей. Наделённый большей, чем они, прозорливостью, мудростью и – отчаянной попыткой сопротивления...»

***
Три года назад Евгений Водолазкин с романом «Соловьев и Ларионов» был финалистом «Большой книги», и тогда это стало своего рода сенсацией. Теперь же имя Водолазкина, как утверждает «Российская газета», знают поклонники современной русской прозы, а его роман «Лавр» – снова один из фаворитов этой престижной литературной премии. Много и подробно рассказывая об этой работе, писатель признался: «"Лавр" вообще всецело основан на древнерусской поэтике. Это можно, конечно, назвать постмодернистским приемом. Но он оттуда, из Средневековья».

Новости культуры