25.09.2013 | 19:54

Недетский спектакль о Ван Гоге на фестивале "Гаврош"

Кто выигрывает в исторической перспективе: успешный конформист или идеалист, которого весь мир считает безумцем? Пример если и не для подражания, то для размышления, предложили зрителям организаторы фестиваля "Гаврош" – Ван Гог. Постановку "Винсент Ван Гог. Жизнь в картинках" привез в Москву голландский писатель, драматург и актер Франк Хроотхоф. Книгу о великом художнике для маленьких зрителей по просьбе музея Ван Гога в Амстердаме он написал еще в 1999 году. Потом подростковый байопик превратился в пьесу, а потом и в моноспектакль. Рассказывают "Новости культуры".

Спектакль на английском, но на фестивале "Гаврош" это дело обычное. Сложности перевода не мешают Франку Хротхофу. В Голландии историю Ван Гога актер играет в школах… Приходится непросто – залы на семьсот человек с неуправляемыми подростками, но даже они не могут устоять перед его актерской магией. Реквизита минимум, он умещается в чемодане: шляпа, плед, палитра, мольберт – видеоэкран с проекцией картин художника.

"Уже двадцать лет я играю моноспектакли. Обычно это оперы: "Волшебная флейта", "Кольцо Нибелунгов". Я люблю придумывать. Метла в моих руках может превратиться в Кармен, одеяло – в реку. Остальное придумают дети. Это мой первый спектакль о художнике. Трагический, надрывный, как сама жизнь Ван Гога", – говорит Франк Хроотхоф.

Он сделал инсценировку по письмам Ван Гога к брату Тео. Поворотные моменты, определившие жизнь художника. Ссылка в школу, интернат, первые картины, любимый Париж, душевная болезнь, одиночество, отчаяние. Все под музыку Листа, Бизе и любимых Ван Гогом Бетховена и Вагнера. 

Хроотхоф многолик: он и Винсент, и его брат Тео, и их отец. На экране "Едоки картофеля", "Подсолнухи", "Желтые поля", "Деревянные башмаки". За восемьдесят минут вся жизнь Ван Гога с финальным трагическим выстрелом и агонией, поставившей точку. Самый сложный момент спектакля для публики и актера. Иногда Франк опускает историю психлечебницы, но в Москве никаких купюр. 

"Мне удалось почувствовать зал. Проходят сцены, меняются картинки и музыка. Но остается контакт со зрителем. Финальные аплодисменты – доказательство того, что меня поняли", – поясняет Франк Хроотхоф.

Закончив спектакль, артист не прячется в гримерке. Он в зале. Общается с маленькими зрителями, у которых много вопросов. 

"Потрясающая аудитория, для них такое счастье играть", – признается он потом.

В Москве Франк впервые, но уже влюбился в город. А публика оценила его Винсента Ван Гога. Организаторы фестиваля даже включили в афишу дополнительный спектакль, билеты разошлись за несколько часов. 

Новости культуры