25.09.2013 | 18:46

В столице представят уникальную картину Петрова-Водкина

В Усадьбе Зубовых на Таганке открывается выставка, на которой будет показано раннее живописное полотно К.С. Петрова-Водкина "Орфей". Картина, созданная в середине 1900-х годов, до настоящего времени не была известна публике и искусствоведам.

В юности на Петрова-Водкина оказало большое влияние творчество Михаила Врубеля, которого он называл «выразителем идей времени» и «великим борцом со всей мировой пошлостью в искусстве».

«Врубель был нашей эпохой. Он один из первых вывел рисунок из его академической условности и обогатил его средства», - писал Петров-Водкин в автобиографической повести «Пространство Эвклида».

В картине «Орфей» явно чувствуется желание подражать Врубелю: особенности композиции, цветовое решение напоминают знаменитого врубелевского «Демона сидящего», которого Кузьма Петров-Водкин оценивал очень высоко.

Тема Орфея у ворот Аида, скорбящего по потерянной Эвридике, неслучайна для художника. Известно, что в юности Петров-Водкин пережил трагедию - смерть девушки, в которую был страстно влюблен. Известен рисунок пером «У могилы невесты», на котором изображен юноша в античном одеянии, опирающийся на арфу – точно так же, как и на картине «Орфей».

Известно, что в первой половине 1900-х годов Петров-Водкин неоднократно работал по заказам своего друга и мецената, архитектора и совладельца мебельной фабрики Р. Мельцера – выполнял эскизы монументальных панно и декоративные панно для оформления интерьеров. Искусствоведы предполагают, что «Орфей» мог быть задуман и реализован как элемент оформления интерьера. Доказательством этой версии служат вертикальные и горизонтальные линии, выполненные автором кистью по краям холста и обозначающие границы панно. Создание «окна изображения» характерно для полотен, используемых в качестве вставок в мебельные и иные интерьерные панели. Предназначение полотна для прикладной цели объясняет и отсутствие подписи на вполне законченном произведении.

tvkultura.ru