"Херувимская песнь". Михаил Глинка

27 ноября 1836 года Петербург встречал "Жизнь за царя". Успех первой русской оперы был грандиозным. После одного из премьерных спектаклей к Глинке подошел император и предложил Михаилу Ивановичу возглавить придворную капеллу: "Надеюсь, ты не откажешь. Мои певчие известны по всей Европе и, следственно, стоит, чтобы ты занялся ими. Только прошу, чтоб они не были у тебя итальянцами". Тронутый ласковым тоном, Глинка, который вообще-то не собирался нигде служить, ответил почтительным поклоном. И поначалу взялся за эту работу с воодушевлением.
С древней церковной музыкой произошло примерно тоже, что с древнерусской иконописью. Это искусство было практически утрачено. Еще в XVII веке старинные знаменные распевы стали сменяться модными барочными мелодиями; в XIX в некоторых столичных храмах уже Херувимскую исполняли на мотивы итальянских опер. Поэтому первым же духовным опытом нового капельмейстера, полностью согласного в вопросах итальянской музыки с царем, стала как раз Херувимская песня.

 

Выбрать выпуск